Bootstrap3, jQuery, AngularJS, PHP, mySql
Драматичное исчезновение «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний» за несколько недель успело обрасти массой слухов и фантастических версий. «Сведения» о нахождении обломков поступают едва ли не каждый день, а затем опровергаются. Разобраться в этой каше читателям «Ленты.ру» помог Сергей Мельниченко, генеральный директор агентства «Безопасность полетов» и член Всемирного фонда безопасности полетов. Кроме того, эксперт рассказал о том, какими спасательными средствами оснащены трансконтинентальные лайнеры и на что пассажирам следует обратить внимание, находясь внутри салона самолета.
Сергей Александрович, можно ли с помощью данных наземных служб и спутников восстановить минуты, предшествовавшие исчезновению самолета?
Сергей Мельниченко Отчасти да. Известно, что сначала лайнер пропал из видимости гражданского локатора, затем приступил к левому развороту, во время которого последовательно были отключены система отправки коротких сообщений (ACARS), а также приемоответчик, отвечающий за связь с наземными службами, по которому проходит информация о высоте, скорости, направлении движения судна. Через две минуты экипаж попрощался с малайзийским диспетчером. Еще спустя несколько минут по просьбе вьетнамского диспетчера с 777-м связывался пролетавший мимо борт тех же «Малайзийских авиалиний». Второй пилот боинга подтвердил, что все в порядке. После этого связь прервалась окончательно.
Затем лайнер набрал высоту в 13700 метров, что на 600 метров выше, чем позволяют его сертификационные документы. Это весьма опасно и требует ювелирного управления: в более разреженном воздухе угол движения самолета должен быть больше, и удержать его, чтобы не свалиться в плоский штопор, крайне сложно. Почему пилоты пошли это? Есть, например, такая жуткая версия. Они планировали разгерметизировать самолет, достигнув высоты, не совместимой с жизнедеятельностью человеческого организма. В этом случае, люди в салоне погибли бы практически мгновенно. При этом сами пилоты могли надеть кислородные маски и довести лайнер до известного им нового пункта назначения. Однако, что-то пошло не так, погибли все, а лайнер продолжал путь на автопилоте до тех пор, пока хватало топлива, и в конце концов упал в океан.
С другой стороны, экипаж мог действовать по принуждению неких неизвестных злоумышленников, находившихся до поры до времени среди пассажиров. Кто они: террористы или сотрудники спецслужб? В любом случае последовательность действий говорит о том, что смена курса и странные маневры были совершены не вследствие ошибок в управлении, а умышленно.
Судя по зарубежным СМИ, расследование не имеет единого центра, проходит излишне сумбурно и вероятнее всего зашло в тупик. С чем это связано?
Расследования авиакатастроф проводятся по правилам Международной организации гражданской авиации (ICAO), деятельность которой регламентирует Чикагская конвенция. В ICAO входит 191 государство — все они обязаны выполнять ее стандарты, которые гласят, что расследования в области безопасности полетов, прежде всего, призваны найти не виновных, а определить причину катастрофы, с тем чтобы в дальнейшем избежать подобного. Кроме того, документ поясняет, что пока не установлена причина, все лица и организации, занятые в расследовании, обязаны воздерживаться от предметных контактов с прессой. Тем не менее в расследовании судьбы малайзийского лайнера участвуют сотни людей. Многие не выдерживают психологического давления, кому-то просто хочется почувствовать себя в роли ньюсмейкера, часть информации поступает в прессу на условиях анонимности. Отсюда и впечатление сумбура.
Что касается начала расследования, то оно строилось на данных спутника, который зафиксировал угол местоположения боинга, но не смог определить конечную позицию на измененном маршруте. Поэтому взяли точку, где последний раз самолет видели военные локаторы, и провели от нее две дуги на такое расстояние, на которое могло бы хватить топлива. Таким образом, один вероятный маршрут лайнера уперся в район Средней Азии, другой ушел в центр Индийского океана. Сначала, конечно, начали искать в северном направлении, что и понятно: во-первых, поблизости самый нестабильный регион планеты, известный как центр мирового терроризма, во-вторых, расследователи опираются на предыдущий опыт. Трудно ведь предположить, что самолет, пройдя точку невозврата, ринется в центр океана. Только спустя несколько дней были начаты первые поиски в акватории Индийского океана.